Перейти к содержимому
Форум кладоискателей и коллекционеров
  • Объявления

    • Necromancer

      Открылся новый магазин для кладоискателей и коллекционеров в Санкт-Петербурге на Ленсовета 26   24.11.2019

      Рады сообщить, что на днях состоялось открытие нашего нового магазина для кладоискателей и коллекционеров в Санкт-Петербурге. Можете что-то купить из снаряжения, или купить монеты, банкноты, фарфор, сувениры. Теперь у вас есть возможность ознакомиться с нашими товарами непосредственно на полках нашего магазина. Уже сегодня вы можете купить металлоискатель в СПб или аксессуары к нему, а также получить необходимые консультации по выбору металлодетектора у наших продавцов. У нас в продаже сборники старинных карт и атласы в электронном и печатном виде, включая выпущенное нами издание военно-топографической карты Санкт-Петербургской губернии 1863 года. Также для кладоискателей мы предлагаем средства для чистки монет, украшений и других находок. Мы ждем вас по адресу: г. Санкт-Петербург,  Ленсовета 26 (5 минут пешком от метро «Московская») Работаем без выходных с 11:00 до 20:00. Подробности по телефону: 8 (500) 500–61–09

Рекомендуемые сообщения

Металлопластика - явление исключительно русской религиозной культуры. Литые иконы, кресты и складни изготовлялись в России с древнейших времён, но в XIX в. это производство пережило небывалый подъём. Родиной металлического литья считается поморский Выговский монастырь, где, по-видимому, до середины XVIII в. сложились основные композиционные и стилевые мотивы медной пластики.

 

Основная продукция старообрядческого литья - иконы-складни и кресты. Поморские складни (в сложенном виде) имеют прямоугольную, близкую к квадрату, форму, соединяются при помощи продолговатых, плотно пригнанных друг к другу шарниров, способ схлопывания створок - накладной.

 

Один из самых распространенных видов поморского литья - трехстворчатый складень с изображением девяти фигур святых в рост - "Деисус с предстоящими". По числу изображенных фигур складни подобной иконографии в среде их бытования назывались "девятками". Иконография складня уникальна. По подбору святых она не находит аналогий в памятниках древнерусского искусства, однако по смыслу и композиционному построению глубоко традиционна. Это чин моления. Об этом говорят позы и жесты святых по отношению к центральной фигуре Христа.

 

Широко распространены так называемые "большие праздничные створы" - четырехстворчатый складень-иконостас "Двунадесятые праздники", каждая створка которого увенчана нарядным кокошником. Складень включает 20 композиций небольшого размера на темы евангельской истории.

Одна из оборотных сторон створок складней декорирована великолепным "поморским" орнаментом. В овале, в центре, на фоне стен и башен г. Иерусалима изображен Голгофский восьмиконечный крест, копье и трость. Внизу, у нижнего конца креста - череп Адама, головы фантастических птиц, повернутые в разные стороны и к друг другу (в коллекции музея - три произведения первого вида, одно - второго). Вокруг овала - рамка с плетенным пышным растительным и геометрическим орнаментом (колонны, обвитые виноградной лозой). Вверху надпись: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, светлое воскресение твое славим".

 

Изделия поморского литья представлены большими напрестольными восьмиконечными крестами. Характерным признаком поморского литья может служить написание на медных крестах: "Царь Славы Исус Христос Сын Божий". Поморцы отрицали изображение на крестах Бога-отца - Саваофа и Святого духа в виде голубя. Над распятием они признавали лишь изображение Спаса нерукотворного, что соответствовало древнерусской традиции в медном литьею.

 

Кресты поповского толка характеризуются наличием в верхней части изображений Саваофа и Святого духа в виде голубя между ним и распятым Христом, фигурками двух ангелов, стремглав слетающих с платами (излюбленное украшение на изделиях, популярных у старообрядцев-поповцев с первой половины XVIII в.), надписями "I H Ц I" (Исус Назарянин (Назорей) Царь Иудейский). Встречаются кресты "Распятие с предстоящими и праздниками", очень массивные, богато украшенные эмалью, где распятие дополнено изображениями пятнадцати праздников и святых. Верхняя часть креста увенчана венцом из девятнадцати херувимов на штифтах, напоминающих главки церквей. Литье отличается исключительной четкостью, графичностью рельефа. На торцах и обороте следы от чистки напильником, что характерно для старообрядческих изделий медного литья, начиная с начала XVIII в.

Отличительная черта крестов уральского литья (7 изделий) - декорирование их эмалью белого и темно-синего цветов, либо эмалью темно-синего цвета с вкраплениями белого. На оборотах тексты с молитвой кресту: "Крест - хранитель всей вселенной. Крест - красота церковная. Крест - царям держава. Крест - верным утверждение. Крест - ангелам слава. Крест - бесам язва". На нижнем конце - символическое изображение Голгофы - восьмиконечного креста и орудий страстей.

 

кресты носили "на гайтане" или на "гайташке" (шнурке). Крестики мужские отличались от крестиков женских тем, что расширялись к концам, либо имели прямые или закругленные концы, а женские сужались, напоминая по форме лист дерева. Эта особенность была присуща только старообрядческим крестам.

 

Надписи на обороте креста выполняли роль оберега.

 

Медный тельный крест чаще всего одевался на шею умершему. С серебряными и железными не хоронили. Запрещение применения железа в похоронном обряде связано было, по всей видимости, с народными представлениями о том, что железо загораживает умершему путь на "тот свет".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

×